Непрощение и обида — два крепких узла, связывающих нашу душу в оковах. Думая об оскорбителе, мы вновь и вновь бередим еще не затянувшуюся рану, возбуждая в сердце и разуме тягостные воспоминания. Словно подросток, который ежедневно сдирает корочку с еле затянувшейся ссадины.
Но царапина побаливает, а кровоточащая рана в виде обиды — изматывает и причиняет душевные муки.
Что делать в этом случае?
Уже несколько дней подряд размышляю о библейской притче, которую произнес Иисус Христос. Петр, один из учеников, спросил Учителя: «Господи, если брат мой грешит против меня, то сколько раз я должен прощать ему? До семи раз?»
Я так полагаю, что речь идет о количестве прощений в день. В то время раввины учили, что обидчика следует прощать не более трех раз. Петр видимо решил увеличить это число, хвастаясь своим необъятным милосердием. На что Учитель ответил: «Говорю тебе, что это будет не до семи, а до семижды семидесяти раз».
Другими словами, Иисус показывает, что не нужно зацикливаться на количестве прощений. Прощать нужно каждый раз, когда человек раскаивается в содеянном… Даже если это 490 раз в день, что фактически невозможно.
Согласитесь, что когда нас обижают — хочется обидеть в ответ. Например, своим непрощением. В итоге, сами мучаемся и других мучаем. Я не хочу так жить. К моему сердце ближе то, чему учит Христос.
В Его учении нет скрытых злых умыслов, коварных затей, подоплек… Все, что я вижу — это любовь и свет, проникающие в каждый темный угол.
А что будет, если я не захочу прощать?
Помимо того, что от обиды грубеет сердце, что является плодотворной почвой для развития болезней, так еще и очерняется душа, вытесняя все светлое и доброе, что накопилось за долгие годы.
В притче о «Царстве Небесном и непрощении» Иисус рассказывает о Царе, который решил привести свои дела в порядок и заглянуть в долговую книгу. У вас ведь тоже есть список людей, которые просили у вас в долг и обещали вернуть? У Царя была книга потолще.
В списке должников значился некий человек, прислуживающий господину и который задолжал 10.000 талантов (на сегодняшний день это несколько миллионов долларов). Сложно представить на что он спустил эти деньги, но, как говорится, каждый слуга мечтает быть государем и жить по-царски. Потому и тратим большем, чем зарабатываем, берем чужое, забывая, что придется отдавать свое.
Логично, что слуге не было чем заплатить и государь принял решение: «продать его вместе с женой, детьми и со всем его имуществом в уплату долга». Жестоко, правда?
Перед вами итог жизни в долг.
Слуга, обезумев от горя, пал в ноги к царю и кланяясь умолял его подождать немного, пока не выплатит все до копейки.
Государь понимал, что за короткий срок таких денег не заработать, поэтому «умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему«.
Фух… Можно выдохнуть и прошептать, что повезло мужику. Но читая притчу дальше, мы узнаем, что за пределами царского дворца наш «освобожденный герой» накидывается на своего товарища, который задолжал ему 100 динариев (несколько сотен долларов) и, схватив за горло и душа, проговаривает: «отдай мне, что должен».
Ситуация идентичная, только роли меняются. Товарищ падает к его ногам и умоляет немного подождать. Но тот, который ранее был помилован, не захотел простить и кидает своего должника в тюрьму.
Разочарование. Наш герой превратился в злодея. До этого момента мы все были на его стороне… Теперь же, резко невзлюбили.
Естественно, это огорчило бы любого… Как и тех слуг, которые наблюдали за всем происходящим. Именно они рассказали все произошедшее царю. Государь был справедливым, поэтому вновь призвал «помилованного должника» и утвердительно заявил:
Негодный раб! Ведь я простил тебе весь долг, потому что ты молил меня об этом. Так разве не должен был и ты проявить милосердие к своему товарищу, если даже я сжалился над тобой?
И в гневе господин приказал наказать его и держать в тюрьме до тех пор, пока он не выплатит всего, что был должен.
Справедливый суд, правда? Истина восторжествовала. Но в конце притчи Иисус добавляет: «Так же и Мой Небесный Отец поступит с вами, если от всего сердца не простите своего брата».
Конец. Занавес. Глубокие размышления, раскаяние и просьба о милости. Господь прощает любой грех, если мы искренне раскаиваемся в содеянном. Он дает нам свое прощение даром.